инклюзивное образование


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Пояснительная записка
В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, в области  содержания образования, направленная на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В частности  поиск путей качественной индивидуализации образования  детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяя обеспечить доступность получения образования. Процесс  индивидуализации образования  направлен на построение процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей, включение и социализацию в обществе – особой  организации образовательно-воспитательной среды.
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина и др.). Индивидуальная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут ребенка) – это документ, содержащий  в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на ступени дополнительного образования.
Целевое назначение:
Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка и его реальными возможностями  и познавательными потребностями. Основным  механизмом достижения максимальной доступности и индивидуализации образования является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Исходя из этого, на образовательную программу «Хореография», которая предназначена для детей, получающих дополнительное образование в хореографическом коллективе  «Аксиома», создан  аналог, позволяющий включить  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общий процесс танцевального творчества на основе  стимулирования всех возможностей восприятия, достичь хорошего уровня устно-речевой коммуникации, включить ребенка в процесс взаимодействия с другими людьми, преодолеть недостаток  опыта вербального общения, интенсивно развивать остаточный слух, формируя навыки его использования.
Согласно медицинского заключения  девочка  инклюзивно  обучается  по образователь­ной программе начального общего образования: 10 лет, обучается в  4 классе, дружелюбная, легко идет на контакт, адекватная, способная.
Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в удивительный мир творчества, и с помощью активных  видов совместного хореографического  творчества и исполнительства, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает развитие у воспитанницы специальных танцевальных  способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Адаптированная программа для ребенка с нарушением слуха разработана в соответствии с нормативными документами. Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто 
статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26;
Указом  «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Цели реализации адаптированной образовательной программы:
·        Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация успеха»).
·        Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).
Задачи адаптированной образовательной программы:
·        формирование учебных умений и навыков;
·        овладение знаниями основ хореографического искусства;
·        активизация интереса к  творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
·        индивидуализация обучения, учитывая состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
·        создание эмоционально – комфортной психологической обстановки, организации индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, создание ситуации успеха.
Основные принципы построения программы:
·        основные принципы дидактики;
·        гуманизация и культуросообразность;
·        целостность и вариативность;
·        индивидуализация и дифференциация;
·        преемственность;
·        системность;
·        открытость;
·        творческая активность личности.
Здесь следует отметить, что разработка и реализация АОП для обучающегося с нарушением слуха  можно отнести к инновационным технологиям  реализующих инклюзивную практику.
 Адаптационный образовательный план — корректируемая часть адаптационной образовательной программы, структурированная программа действий педагогов, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на  этапе обучения.
Направленность маршрута – хореографическое  творчество.
По уровню освоения – специализированный, содержит основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном виде деятельности.
По целевому обеспечению – познавательный, ориентирован на знакомство, расширение и углубления знаний по изучаемой дисциплине.
Актуальность заключается  в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к системному труду, в частности  к  сотворчеству, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте. Возраст, на который рассчитан маршрут, и занятия располагают к развитию моторики всего организма, стимулированию мышечного слуха и памяти,  ребенок  учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
Цель: Сформировать   позитивное отношение к танцу – как части  культуры своего отечества и малой родины, базовым ценностям общества, социальной реальности. 
Задачи
Обучающие:
         1.        сформировать специальные навыки работы в танцевальном классе, на сцене, формирование позитивного отношения к  творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к нескольким видам хореографического творчества.
         2.        познакомить с базовыми танцевальными терминами и с основными геометрическими понятиями при работе на танцевальной площадке;
         3.        обучать концентрировать внимание (учить сосредотачиваться на процессе выработки специальных навыков, следовать устным инструкциям);
         4.        обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
Развивающие:
1.     сформировать представления о  танцевальности,  исполнительском мастерстве.
2.     развивать способность работать, синхронизируя свои действия со всем коллективом, приучать к точным движениям корпуса, совершенствовать моторику рук, развивать глазомер, пространственную координацию; совершенствовать двигательный аппарат; развить мышечный слух; развивать способность применять трехфазное  дыхание; стимулировать развитие памяти,
3.     создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию, через создание благоприятных условий для самореализации учащегося через организацию разнообразных форм жизни коллектива.
4.     расширять коммуникативные способности, через развитие дружеских отношений и формирование сплоченности детского  коллектива.
Воспитывающие:
1.     Использование потенциала семьи в воспитании  общечеловеческих ценностей.
2.     воспитывать ответственность к поручениям  коллектива, педагога и старших.
3.     развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
4.     воспитать интерес к исполнительской и учебной  деятельности и к танцу в целом;
5.     способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
6.     воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;  готовность и потребность к танцевальной деятельности.
Принципы построения образовательного процесса:
- включение детей в активную творческую деятельность;
- связь теории с практикой (интеграция обычного занятия с компьютером);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в процессе;
- обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
- наглядность;
- доступность.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение  нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная,  развивающего обучения, технология саморазвития.
Ожидаемый результат
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована:
·        внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты обучающей действительности и принятия образца «хорошего ученика», понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·        установка на здоровый образ  жизни;
·        эмпатия как понимание  чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с упражнениями на развитие сенсорной чувствительности;
·        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
·        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
·        способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
·        знание основных моральных норм на занятиях  и ориентации на их выполнение;
·        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
·        ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
·        развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,  дифференциация моральных норм;
Выпускник:
·        научиться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
·        приобретет общую эстетическую и танцевальную культуру;
·        сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных  учебных действий будут являться умения:
·        принимать и сохранять учебную задачу;
·        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
·        организовывать места занятий специальными упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с педагогом;
·        соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
·        учитывать правила в планировании и контроле способа решения;
·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
·        различать способ и результат действия;
·         адекватно воспринимать предложения и оценку руководителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
·        выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·        преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·        самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
·        оценивать правильность выполнения действия;
·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
·        проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, танцевальных связок,  игровых ситуаций;
·        организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
общеучебные:
·        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
·        осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, искусстве танца, сценическом мастерстве.
·        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·        выпускник научится основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,  сможет выделять существенную информацию из текстов разных видов;
логические:
·        свободно и грамотно владеть программным материалом;
·        осуществлять синтез как составление целого из частей;
·        проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·        устанавливать причинно-следственные связи;
·        использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
·        ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «танец», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
·        ориентироваться в видах хореографии, танцевальных жанрах,  партерной гимнастики;
·        осознанно и эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём;
·        характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;
·        планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
·        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·        устанавливать аналогии;
·        владеть общим приемом решения задач.
·        через движение передавать характер, особенность народного, эстрадного, современного танца;
·        проявлять свою фантазию и творческий потенциал исполнителя;
·        проявлять свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
·        договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·        контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
·        осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
·        задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений, танцевальных связок  индивидуально  и в сотрудничестве с партнёром.
Предметные:
Выпускник научиться:
·        синхронизировать танец и музыку;
·        исполнять изолированные движения тела с тремя и более центрами;
·        соединять несколько изолированных движений в комбинацию;
·        выполнять движения классического танца, усложняя танцевальные комбинации;
·        понимать танцевальную терминологию на французском языке;
·        свободно выполнять маленькие прыжки, большие прыжки;
·        реализовывать навыки пространственной ориентации: держаться на сцене, танцевать в паре, в линии, в кругу и в других рисунках;
·        выполнять дроби, вращения на месте, по диагонали, по кругу;
·        сочинять небольшие миниатюры, этюды,  2-3 комбинации, основанные на элементах современного и народного  танца;
·        Будет знаком с законами  драматургии, ее составляющими;

Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах.  В конце каждого учебного года проводятся отчетные концерты. В течении года участие в конкурсных, концертных выступлениях на различных площадках социальных партнеров. Также принимает участие в специализированных для людей с ОВЗ фестивалях и конкурсах.
Дидактические условия построения образовательного процесса:
Весь процесс обучения построен на заинтересованности ребёнка. Реализация программы предусматривает многообразие и свободу выбора воспитанницы различных форм деятельности.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- тематические стенды;
-  видеоматериал;
- сборники специальных комплексов и игр.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
-методическую библиотеку, содержащую учебную литературу;
-методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы;
Воспитательная работа
Маршрут включает в себя систему по воспитательной работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья: проведение тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ, проведение игр, викторин, занимательных переменок-физкультминуток, которая осуществляется в рамках воспитательной программы «СО».  
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:
 - кабинет,
- методические и учебные пособия,
- материалы и инструменты, необходимые при работе: коврики, маты, утяжелители.






Саша в составе группы на конкурсе.


Церемония награждения в СК "Триумф"


Комментариев нет:

Отправить комментарий