Пояснительная записка
В системе общего
и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, в
области содержания образования, направленная
на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии
с их индивидуальными потребностями и возможностями. В частности поиск путей качественной индивидуализации образования
детей с ограниченными возможностями
здоровья, позволяя обеспечить доступность получения образования. Процесс индивидуализации образования направлен
на построение процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений
у детей, включение и социализацию в обществе – особой организации образовательно-воспитательной
среды.
В научно-методической литературе представлен ряд
подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (И. М. Бгажнокова, М.
В. Браткова, А. В. Закрепина и др.). Индивидуальная образовательная программа
(индивидуальный образовательный маршрут ребенка) – это документ, содержащий
в себе совокупность учебных курсов,
разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать
условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на
ступени дополнительного образования.
Целевое
назначение:
Индивидуальный образовательный маршрут направлен на
преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка и его реальными
возможностями и познавательными потребностями.
Основным
механизмом достижения максимальной доступности и индивидуализации
образования является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
Исходя из этого, на образовательную программу «Хореография»,
которая предназначена для детей, получающих дополнительное образование в хореографическом
коллективе «Аксиома», создан аналог, позволяющий включить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
в общий процесс танцевального творчества на основе стимулирования всех возможностей восприятия,
достичь хорошего уровня устно-речевой коммуникации, включить ребенка в процесс
взаимодействия с другими людьми, преодолеть недостаток опыта вербального общения, интенсивно
развивать остаточный слух, формируя навыки его использования.
Согласно медицинского заключения девочка
инклюзивно обучается по образовательной
программе начального общего образования: 10 лет, обучается в 4 классе, дружелюбная, легко идет на контакт,
адекватная, способная.
Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в удивительный
мир творчества, и с помощью активных
видов совместного хореографического творчества и исполнительства, дает возможность
поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает
развитие у воспитанницы специальных танцевальных способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только
чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем творчество, жизненной
ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми,
с окружающим миром.
Адаптированная программа для
ребенка с нарушением слуха разработана в соответствии с нормативными
документами. Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования
на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие
правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными
потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом
соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто
статьей
10 Закона РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ;
Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013
№ 26;
Указом «О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012;
Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.
Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной
принцип инклюзивного образования
В соответствии с Федеральным
законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с
ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных
правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с
ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
Цели реализации адаптированной образовательной
программы:
·
Реабилитационная
(«восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация
успеха»).
·
Стимулирующая
(положительная внутренняя мотивация).
Задачи адаптированной образовательной
программы:
·
формирование
учебных умений и навыков;
·
овладение
знаниями основ хореографического искусства;
·
активизация
интереса к творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
·
индивидуализация
обучения, учитывая состояние здоровья, индивидуально-типологические
особенности.
·
создание
эмоционально – комфортной психологической обстановки, организации
индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, создание ситуации успеха.
Основные принципы построения программы:
·
основные
принципы дидактики;
·
гуманизация
и культуросообразность;
·
целостность
и вариативность;
·
индивидуализация
и дифференциация;
·
преемственность;
·
системность;
·
открытость;
·
творческая
активность личности.
Здесь следует отметить, что разработка и реализация АОП для
обучающегося с нарушением слуха можно
отнести к инновационным технологиям реализующих инклюзивную практику.
Адаптационный
образовательный план — корректируемая часть адаптационной образовательной
программы, структурированная программа действий педагогов, специалистов
психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося воспитанника
с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения.
Направленность маршрута – хореографическое творчество.
По уровню освоения – специализированный, содержит
основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном
виде деятельности.
По целевому обеспечению – познавательный, ориентирован
на знакомство, расширение и углубления знаний по изучаемой дисциплине.
Актуальность заключается в
том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к системному
труду, в частности к сотворчеству, и лучше всего это делать в
младшем школьном возрасте. Возраст, на который рассчитан маршрут, и занятия располагают
к развитию моторики всего организма, стимулированию мышечного слуха и
памяти, ребенок учится четкости, точности выполнения работы,
развиваются эстетические качества, появляется потребность в
самосовершенствовании.
Цель: Сформировать позитивное отношение к танцу – как
части культуры своего отечества и малой
родины, базовым ценностям общества, социальной реальности.
Задачи
Обучающие:
1.
сформировать
специальные навыки работы в танцевальном классе, на сцене, формирование позитивного
отношения к творчеству, развитие
личностного потенциала через приобщение воспитанницы к нескольким видам хореографического
творчества.
2.
познакомить с базовыми
танцевальными терминами и с основными геометрическими понятиями при работе на
танцевальной площадке;
3.
обучать
концентрировать внимание (учить сосредотачиваться на процессе выработки
специальных навыков, следовать устным инструкциям);
4.
обучить приёмам
самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
Развивающие:
1. сформировать представления о танцевальности, исполнительском мастерстве.
2. развивать способность работать, синхронизируя свои
действия со всем коллективом, приучать к точным движениям корпуса,
совершенствовать моторику рук, развивать глазомер, пространственную координацию;
совершенствовать двигательный аппарат; развить мышечный слух; развивать
способность применять трехфазное
дыхание; стимулировать развитие памяти,
3. создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать
художественный вкус, творческие способности и фантазию, через создание
благоприятных условий для самореализации учащегося через организацию
разнообразных форм жизни коллектива.
4.
расширять коммуникативные
способности, через развитие дружеских отношений и формирование сплоченности
детского коллектива.
Воспитывающие:
1. Использование потенциала семьи в воспитании общечеловеческих ценностей.
2.
воспитывать
ответственность к поручениям коллектива,
педагога и старших.
3.
развивать артистическую
смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
4.
воспитать интерес
к исполнительской и учебной деятельности
и к танцу в целом;
5.
способствовать
формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
6.
воспитать
настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные
качества; готовность и потребность к
танцевальной деятельности.
Принципы построения образовательного
процесса:
-
включение детей в активную творческую деятельность;
-
связь теории с практикой (интеграция обычного занятия с компьютером);
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в процессе;
-
обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
-
наглядность;
-
доступность.
Методическое
обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая
работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к
сложному.
Используемые методы
обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный,
репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические
технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Ожидаемый
результат
В
сфере личностных универсальных учебных
действий будет сформирована:
·
внутренняя
позиция ученика на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению, ориентации на содержательные моменты обучающей действительности и
принятия образца «хорошего ученика», понимание необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
·
установка на
здоровый образ жизни;
·
эмпатия как
понимание чувств других
людей и сопереживание им в процессе знакомства с упражнениями на развитие
сенсорной чувствительности;
·
ориентация на
понимание причин успеха в учебной деятельности;
·
учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
·
способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
·
знание основных
моральных норм на занятиях и ориентации
на их выполнение;
·
основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
·
ориентация в
нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
людей;
·
развитие
этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
·
знание основных
моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных норм;
Выпускник:
·
научиться
чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его
проявлениях;
·
приобретет общую
эстетическую и танцевальную культуру;
·
сформируется
выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и
духовного развития.
Метапредметные:
В
сфере регулятивных универсальных учебных
действий будут являться умения:
·
принимать и
сохранять учебную задачу;
·
учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
·
планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
·
организовывать
места занятий специальными упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в
сотрудничестве с педагогом;
·
соблюдать правила
поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
·
учитывать правила
в планировании и контроле способа решения;
·
осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату;
·
различать способ
и результат действия;
·
адекватно
воспринимать предложения и оценку руководителя, товарищей, родителей и
других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых
заданий;
·
вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;
·
выполнять учебные
действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность
научиться:
·
в сотрудничестве
с учителем ставить новые учебные задачи;
·
преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
·
проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·
самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·
осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·
самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
·
оценивать
правильность выполнения действия;
·
адекватно
воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
·
проявлять
инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений,
танцевальных связок, игровых ситуаций;
·
организовывать и
проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
·
самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и
вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
В
сфере познавательных универсальных
учебных действий будут являться умения:
общеучебные:
·
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
·
осуществлять
поиск информации о здоровом образе жизни, искусстве танца, сценическом
мастерстве.
·
осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·
выпускник научится
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, сможет выделять существенную информацию из
текстов разных видов;
логические:
·
свободно и
грамотно владеть программным материалом;
·
осуществлять
синтез как составление целого из частей;
·
проводить
сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·
устанавливать
причинно-следственные связи;
·
использовать
знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
·
ориентироваться в
понятиях «здоровый образ жизни», «танец», характеризовать значение занятий по
оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
·
ориентироваться в
видах хореографии, танцевальных жанрах,
партерной гимнастики;
·
осознанно и
эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём;
·
характеризовать
роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и
отдыха;
·
планировать и
корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных
особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической
подготовленности;
·
осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·
устанавливать
аналогии;
·
владеть общим
приемом решения задач.
·
через движение
передавать характер, особенность народного, эстрадного, современного танца;
·
проявлять свою
фантазию и творческий потенциал исполнителя;
·
проявлять свою
исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.
Коммуникативные универсальные учебные
действия:
Обучающийся
научится:
·
учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
·
договариваться и
приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
·
строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
·
контролировать
действия партнёра в парных упражнениях;
·
осуществлять
взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
·
задавать вопросы,
необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении
комплексов упражнений, танцевальных связок
индивидуально и в сотрудничестве
с партнёром.
Предметные:
Выпускник
научиться:
·
синхронизировать
танец и музыку;
·
исполнять
изолированные движения тела с тремя и более центрами;
·
соединять
несколько изолированных движений в комбинацию;
·
выполнять
движения классического танца, усложняя танцевальные комбинации;
·
понимать
танцевальную терминологию на французском языке;
·
свободно
выполнять маленькие прыжки, большие прыжки;
·
реализовывать
навыки пространственной ориентации: держаться на сцене, танцевать в паре, в
линии, в кругу и в других рисунках;
·
выполнять дроби,
вращения на месте, по диагонали, по кругу;
·
сочинять
небольшие миниатюры, этюды, 2-3 комбинации, основанные на элементах
современного и народного танца;
·
Будет знаком с
законами драматургии, ее составляющими;
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ,
участие в конкурсах. В конце каждого
учебного года проводятся отчетные концерты. В течении года участие в
конкурсных, концертных выступлениях на различных площадках социальных
партнеров. Также принимает участие в специализированных для людей с ОВЗ
фестивалях и конкурсах.
Дидактические условия построения
образовательного процесса:
Весь процесс обучения построен на заинтересованности ребёнка.
Реализация программы предусматривает многообразие и свободу выбора воспитанницы
различных форм деятельности.
Дидактическое
обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
-
тематические стенды;
- видеоматериал;
-
сборники специальных комплексов и игр.
Методическое обеспечение программы
включает в себя:
-методическую
библиотеку, содержащую учебную литературу;
-методические
пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в
ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения
какой-либо темы;
Воспитательная работа
Маршрут включает в себя систему по воспитательной
работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья: проведение
тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ,
проведение игр, викторин, занимательных переменок-физкультминуток, которая
осуществляется в рамках воспитательной программы «СО».
Условия
реализации программы
Для
реализации данной программы необходимо материально-техническое
обеспечение:
- кабинет,
-
методические и учебные пособия,
-
материалы и инструменты, необходимые при работе: коврики, маты, утяжелители.
Саша в составе группы на конкурсе.Церемония награждения в СК "Триумф" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий